Антон Каргатов
Другие проекты:
Classic-Music.Suклассическая музыка

Антон Каргатов. Главное в поэзии



• • •
Кто-то считает, что главное в поэзии – рифмовка и ритмический рисунок. Кто-то добавляет к этому лаконичность изложения. Кто-то требует сложной системы образов. А для кого-то всё пусто, если нет щемящей, берущей за душу правды. При этом нет сомнения в необходимости сочетания всего перечисленного, вопрос только один – что важнее? Поэтические стили различаются, в целом, именно этим. По крайней мере, это одна из важнейших черт различия. Во времена «золотого века» главная роль принадлежала морали и образности, «серебряный век» значительно сдвинул приоритеты в сторону технических элементов, начиная вольно играть с моралью, а следовавшие за ним модернистские течения (вспомним Маяковского) и вовсе не считали стихи стихами, если в них не было причудливой словесной акробатики (всё остальное вторично).

Разным людям нравятся разные стихи. Кто-то обожает Маяковского, а кто-то терпеть не может. Отличие в тех же приоритетах. Считая что-то наиболее ценным, человек повышает свою чувствительность к этому, недооценивая другое. Отсюда берут начало и непонимание, и бесплодные, но очень яростные споры между людьми, и (не дай Бог!) даже вражда.

Ценя идеалы «золотого века», я, к примеру, немало удивляюсь сложнейшим и подробнейшим разборам некоторых произведений: мне определённо не хватает такой технической въедливости. После разбора казавшееся невзрачным стихотворение начинает нравиться – и всё потому, что въедливый разборщик не одну собаку съел в своей области и способен видеть то, чего не вижу я. Впрочем, это не значит, что я захочу быть таким же. И не в лени здесь дело. Человек не может вместить всего: чем больше областей знания он затрагивает, тем поверхностнее разбирается в каждой из них. Написать стихотворение, идеальное во всех отношениях, необычайно сложно. Очень часто даже невозможно (как мне кажется): сделав упор на смысле и образах, приходится жертвовать ритмом и фонетикой, и наоборот. Поэтому очень важно расставить приоритеты, построить иерархическую систему поэтических элементов, чтобы при необходимости жертвовать менее важным.

Правильность расстановки приоритетов, во-первых, зависит от уровня развития личности, от того, насколько комплексно человек воспринимает мир. Только ли приятное оставляет он в своих мыслях, или же не боится воспринимать истину в чистом виде, независимо от своей заинтересованности в сокрытии чего-либо? Конечно, заманчиво оперировать незнанием других в эгоистических целях, но не приведёт ли это к всеобщему краху?

Литературное творчество зачастую отражает приоритеты своего времени, и, исходя из истории общества, можно судить о правильности тех или иных исповедуемых им идеалов. Стремились к приоритету техники – получили материализм. Понравилось? Что дальше? Ответ узнаем позднее. А их может быть два – возврат к приоритету морали «золотого века» или нисхождение на уровень бездуховного скота, как венцу всей идеи материализма.


• • •

Возникнут вопросы – пишите на kargatov@rambler.ru